История развития экзистенциально-гуманистических школ в России
Экзистенциально-гуманистическая психология в России – явление, подготовленное самой историей этой страны, ее православными традициями, книгами ее лучших писателей (Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов, В. Гаршин) и мыслителей, постоянно обращавшихся к вопросам смысла жизни и смерти, свободы и ответственности, феномена веры (А.А.Козлов, В.С. Соловьев, Л.М.Лопатин, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, С. Франк, Е. Трубецкой, Р. Иванов-Разумник, М. Бахтин, а также С. Булгаков, П. Флоренский, В. Вышеславцев, И. Ильин и В. Розанов). Идеи Ф. Достоевского, Н.А. Бердяева и Л. Шестова и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов. Российское искусство всегда предполагало многозначность и феноменологичность, достаточно вспомнить музыку П.И. Чайковского, живопись художников-передвижников или российскую поэзию, особенно поэзию «серебряного века»
<... >
Почву для современной российской экзистенциально-гуманистической психологии готовит целый ряд выдающихся отечественных ученых. Среди них — С.Л. Рубинштейн, в незаконченной книге которого "Человек и мир", поднимаются проблемы бытия человека, его жизненного мира, соотношения этики и онтологии, смысла жизни и других экзистенциальных вопросов, М. Мамардашвили, Л.С. Выготский с концепцией «вершинной психологии». Феноменологическая, гуманистическая позиция в описании психиатрических симптомов и синдромов, особом внимании, которое уделялось пациенту, в стремлении к пониманию его проблем, формируется психиатрами С.С. Мнухиным, В.Е. Каганом, С.И. Консторумом, А.М. Свядощем и др.
<... >
В конце 1960—начале 1970-х гг. гуманистическая психология в США переживает свой расцвет. В
<... >