Владислав Андрюшин

Директор Альянса Помогающих Практик, член Правления EEAET. Санкт-Петербург

Тел.: +7 (911) 090-60-59

Люди боятся людей. Социофобия - болезнь мегаполисов.

Самообладание - одна из тех ключевых черт характера, которые определяют не только способности управлять собой, своими эмоциями, действовать в ответственных ситуациях, но и шансы занять определенное положение в обществе. Потерю самообладания в нашем обществе принято считать унизительным проступком. Человек, не умеющий контролировать себя, как правило, отвергается окружающими и изгоняется из любой социальной группы. Именно это социальное табу в сочетании с психастеническими и демонстративными чертами личности зачастую создает почву для формирования социальной фобии.

Этим термином принято обозначать состояние тревоги, связанной с определенными социально значимыми ситуациями. Человек испытывает сильнейший страх от того, что, оказавшись в центре внимания посторонних людей, он может начать вести себя неестественно или обнаружить симптомы тревожности, что будет унизительным или постыдным для него. В критических ситуациях страдающие социальной фобией краснеют, у них появляется головокружение, тошнота, дрожь в руках, возникает сердцебиение, перехватывает дыхание и затрудняется речь, вплоть до заикания. Это могут быть минуты, когда приходится общаться с незнакомыми людьми, разговаривать с начальством, вести выступление, участвовать в совещании, выполнять какие-либо действия в присутствии других, например, совершать покупки, вести разговор по телефону, пользоваться общественным туалетом, есть или пить кофе на публике, даже просто встречаться с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола.

Страх перед обществом (дословный перевод термина социальная фобия) развивается не на пустом месте. Как правило, этому заболеванию предшествует психотравмирующая ситуация: публичные наказания, оскорбления, насмешки, нелепое происшествие. Люди, страдающие социальной фобией стараются избегать провоцирующих тревогу ситуаций, не посещать публичные места, ограничивать круг общения или своих служебных обязанностей. Если такие ситуации все-таки возникают, стараются вести себя незаметно из страха потери контроля, и осуждения, в результате чего тяжело переживают вынужденную самоизоляцию, ощущают себя изгоями, но самостоятельно преодолеть страх все-таки не могут.

Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими и способны сохраниться даже при понимании их бессмысленности. Зачастую это ведет к значительному сокращению социальных возможностей, снижению эффективности трудовой деятельности, негативно сказывается на самооценке и уверенности в себе, у многих оборачиваясь впоследствии одиночеством, депрессией, алкоголизмом, расстройствами пищевого поведения. Подобные сочетания ухудшают прогноз заболевания и увеличивают риск возникновения суицидальных попыток.

Социальная фобия - явление хроническое, серьёзно нарушающее жизнь человека и требующее незамедлительного лечения. Однако за профессиональной помощью такие пациенты обращаются крайне редко - непреодолимым препятствием для них зачастую становится страх взаимодействия с врачом. Более того, многие пациенты, страдающие социальной фобией, никогда не слышали о подобном заболевании. Они могут считать свои переживания личным недостатком, проявлением крайней робости или специфической чертой характера, осознавая, что их страх - чрезмерный или беспричинный, при этом перенося вызывающую его социальную ситуацию с сильной тревогой и страданиями. Они могут быть уверены, что подобное переживание исключительно индивидуально и знакомо только им одним.

В отличие от социальной фобии, связанной с одной или ограниченным кругом ситуаций, тревога перед обществом пронизывает всю человеческую жизнь. Страх, связанный с социальной активностью и окружающими людьми всеобъемлющ, однако большинство людей преодолевают его в своем становлении и развитии. Человек живет и движется вперед, когда "вкладывает себя" в свои действия. Это является эквивалентом самораскрытия, самоосуществления. Однако, предпринимая какие-либо действия, он может "потерять себя" в глазах других. Сартр недаром писал, что ад - это другие. Именно здесь и возникает главное противоречие.

Совершая публичное действие, человек рискует получить оценку, умаляющую его, не совершая, - рискует не самоосуществиться, не стать тем, кем ему хочется быть. Этот парадокс при социальной фобии приобретает патологический, неразрешимый для личности масштаб. Такой человек заранее убежден, что все остальные значительно интеллектуальнее, смелее, решительнее и красивее его. Любое ответственное событие -- экзамен, публичное выступление, общественное мероприятие -- становится непреодолимым препятствием, обрекая на немыслимые мучения.

Попытки самоизоляции, избегания самопредъявления в социуме разрушают жизнь человека, поскольку она не только дана ему, ни и "требуется" от него. Ответственность человека за свою жизнь, по словам П. Тиллиха, реализуется в самом буквальном смысле, "он должен отвечать, если его спросят, что он сделал из себя", причем "судья", задающий этот вопрос со всей строгостью - не кто иной, как он сам. Подобная ситуация и порождает тревогу вины, самоотвергания, или самоосуждения.

Направленная на себя тревога не допускается в сознание, и воплощается со всей полнотой в страхе, направленном на других. Страх подкрепляется ожиданием-опасением внешних негативных оценок, поскольку осознание, что неудовлетворительная оценка уже поставлена самим, дается труднее и болезненнее. "Спасающие" от подобной тревоги попытки избегания публичных ситуаций, не разрешают ситуацию кардинально, поскольку не позволяют "убежать от себя самого" и лишь фиксируют фобическую модель поведения, замыкая патологический круг.

Наше существование вынуждает нас неизбежно раскрываться навстречу другим. Человек не может полностью скрыться от всех или уклониться от своего места в мире, у него нет "алиби" от отношений, по выражению М.М. Бахтина. Остается только две возможности - принудительного существования, определяемого оценками или указаниями извне и реализации собственного существования, преодолевающего страх перед социумом. В конечном счете, именно в реализации своего существования, своей свободы, возникает мужество "быть", мужество как готовность идти на страх. Ведь социальная фобия по сути своей - противоположность самодостаточности, и любые уступки ей откладывают самоопределение, позволяют избежать ответственности за свою жизнь, устраняя необходимость предпринимать усилия по решению ее насущных вопросов.

В практике психотерапии социальной фобии наряду с фармакотерапией используется целый ряд общих методов работы со страхами. Самые известные среди них - метод парадоксальной интенции, дерефлексия, метод персонального нахождения позиции. В нашей стране пациентам, как правило, рекомендуют обращаться к когнитивно-бихевиоральным психотерапевтам, ссылаясь на сравнительные исследования результативности разных подходов. Однако предупреждение и окончательное преодоление этого заболевания лежит далеко за пределами собственно поведенческой области: осознание своих целей и ценностей, своего призвания и принятие ответственности за свою жизнь являются лучшей профилактикой появления социальной фобии.

Деловой Петербург: редакционная версия